Старший советник лидера Исламской революции по международным вопросам Али Акбар Велаяти на встрече с послом Армении в Тегеране Григором Акопяном заявил, что Иран выступает против программы президента США Дональда Трампа по Кавказу, поскольку она представляет серьезнейшую угрозу для безопасности Ирана.
В частности, он отметил, что так называемая Кавказская программа Трампа ничем не отличается от «Зангезурского коридора», и Иран категорически против нее.
Что должна сделать Армения, если официальный Иран в очередной раз демонстрирует свою позицию и выражает четко свое недовольство, связанное с документом, подписанным 8 августа, и энтузиазмом Армении в связи с этим? Каких развитий следует ожидать в регионе? На эти и другие вопросы MediaHub обсудил с ирановедом Варданом Восканяном.
«По сути, мы имеем дело с сигналом, поступающим от официального Ирана, и мы должны быть особенно внимательны, поскольку заявление было сделано влиятельным политическим деятелем Ирана. Чтобы было понятно, следует отметить: по сути, именно офис духовного лидера определяет красные линии и основную стратегию внешней политики Ирана. Поэтому это заявление следует оценивать как чрезвычайно серьезное», — отметил Вардан Восканян.
По его словам, ни для кого не секрет, что иранская сторона в своих внешнеполитических отношениях стремится максимально ограничить присутствие внерегиональных сил в региональных делах. Речь идет, в частности, о присутствии Соединенных Штатов на их границе в контексте ирано-американских отношений.
«Беспокойство Ирана не ново, просто сейчас посылается прямой сигнал», — сказал Восканян.
Ирановед отмечает, что выражение «американский формат» в речи Велаяти четко указывает: все это для иранцев означает не только экономическое присутствие, но и компонент безопасности, и именно этот второй компонент беспокоит их больше всего.
«В этом контексте, я считаю, что нужно активнее вести работу с иранцами следует, чтобы убедить их, что программа «TRIPP» не представляет никакой угрозы для Ирана. Хотя это чрезвычайно сложная повестка, и я не думаю, что нынешняя власть способна отработать ее», — отметил Восканян.
По словам ирановеда, накопление иранских беспокойств может привести к серьезным проблемам, а для Армении отношения с Ираном имеют значение не только в экономическом и политическом аспекте, но и в срезе безопасности.
«В речи Велаяти подчеркивается то обстоятельство, что иранцы своей четкой позицией не позволили воплотиться в жизнь идее того самого «Зангезурского коридора». Следовательно, в этом контексте отношения с Ираном при любых обстоятельствах должны быть на самом высоком уровне. И процесс взаимопонимания должен управляться таким образом, чтобы у лиц, принимающих решения в дружественной и стратегически чрезвычайно важной для нас стране, не осталось никаких вопросов относительно позиций Армении», — конкретизировал Вардан Восканян.
А какие проблемы может создать Иран для нашей страны, ирановед затрудняется сказать. Однако, по его словам, достаточно уже того обстоятельства, что Армения реализует программу «Север-Юг», и она непосредственно связана с Ираном.
«Есть и множество других проблем: от экономических вопросов до вопросов безопасности», — подытожил Вардан Восканян.
Наре Гнуни

Հայերեն