Борьба, ведущаяся против Армянской Апостольской Церкви, оказала фатальное влияние на отношение народа к Пашиняну, пишет газета «Паст». В результате, как для внутренних сторонников, так и для внешних партнеров становится все более очевидным, что надеяться на сохранение власти действующим премьер-министром больше нельзя. Никто не верит, что Пашинян сможет переизбраться.
Этим объясняется резкое ужесточение риторики Алиева. Президент Азербайджана, который «великодушно» обещал смягчить свой тон до выборов, вдруг начинает торопить Пашиняна с выполнением таких договоренностей, которые не могут быть приняты армянским обществом. Обнародование этих соглашений крайне затруднит для Пашиняна надежду на голоса избирателей.
Алиев все больше убеждается, что спасти рейтинг Пашиняна не удастся, и покорный Никол не сохранит кресло премьер-министра. Поэтому он меняет стратегию: не откладывать свои требования до выборов, а, наоборот, требует всё как можно скорее, пока Пашинян у власти и готов уступить армянский «пирог» по кусочкам.
А потом может прийти кто-то, кто не только не выполнит «договоренности», но и даст отпор.
5-го числа Алиев выступил в Баку на конференции под названием «Культурное наследие и право на возвращение: восстановление культурного наследия азербайджанцев, изгнанных из Армении, как путь к справедливости, примирению и миру». Как мы видим, само название конференции является открытым манифестом позиции Баку: примирение будет только тогда, когда в Армению «вернутся» триста тысяч азербайджанцев, а коренное население Армении уступит место и позволит чужакам «восстановить» некое «культурное наследие азербайджанцев» на нашей родной земле.
Речь Алиева на этой конференции прозвучала еще более радикально, чем ее название. Она была полна угроз, ультиматумов и обвинений в адрес армянского народа. Алиев вновь потребовал «вернуть» 300 тысяч азербайджанцев на территорию Армении (напомним, за соблюдением их «прав» в Армении будут внимательно следить размещенные азербайджанские спецслужбы, так что прав у азербайджанских «переселенцев» здесь будет больше, чем у самих армян).
Кроме того, Алиев заявил: «Армения исторически уничтожила богатое материальное и нематериальное культурное наследие азербайджанцев, проживавших в Западном Азербайджане, чтобы стереть следы азербайджанского народа со своей территории». А теперь, по мнению Алиева, настало время реванша.
Формулировка «восстановление культурного наследия азербайджанцев» удобна тем, что под ней Баку может включить всё: топонимы, язык, архитектурные памятники, даже исторические тексты школьных и университетских учебников. Будьте уверены, стоит только пустить их внутрь, азербайджанцы так быстро начнут внедрять свое «культурное наследие» у нас, что скоро мы не узнаем Армению.
Алиев завершил свою речь следующим заявлением: «Необходимы шаги для оценки преступлений против человечности, которые армяне совершили против азербайджанцев». Здесь бросается в глаза даже отсутствие попытки создать видимость дружелюбия. Алиев больше не считает нужным поддерживать предвыборную агитацию Пашиняна о том, что «мир уже установлен». Он чувствует, что сделал ставку на лошадь-аутсайдера и намерен как можно скорее забрать свой выигрыш, пока эта лошадь не пала.
Сохранение Алиевым мирного тона до выборов и его согласие не поднимать пока чувствительные темы — это то, что жизненно необходимо Пашиняну для построения предвыборной кампании. Мол, я нашел подход к Алиеву, и для продолжения диалога я должен остаться у власти. Однако Алиев открыто опровергает это, показывая, что никакого диалога нет, и они ждут от Армении только односторонних уступок.
Что может сделать Пашинян в такой ситуации? Какие у него есть варианты? Позвонить Трампу, который не помнит названия нашей страны, и пожаловаться на «плохого» Ильхама? Смешно.
Пашиняну остается только продолжать убеждать армянский народ, что он якобы принес мир в Армению. Возможно, еще найдутся те, кто поверит.

Հայերեն