После окончательной потери Арцаха в 2023 году многие из нас хотели бы, чтобы правительство Пашиняна просто исчезло. Но надеяться на достижение этого результата без практических шагов бессмысленно. К концу 2025 года сформировалась реальная надежда, что 2026 год даст нам возможность избавиться от этого провального и бездарного правительства посредством выборов. Учитывая опросы общественного мнения и широкие общественные настроения, для сохранения власти Пашиняну придется сфальсифицировать весь процесс до, во время и после выборов.
2025 год был ужасным для Армении, как и все годы после 2020-го, но с одним важным отличием: все политические, территориальные, дипломатические, религиозные, судебные, экономические и моральные разломы и надломы углубились. То, что раньше было просто неудачей, теперь зачерствело как гангрена и злой умысел.
Одним из самых значительных событий года стало предварительное подписание Пашиняном и его министром иностранных дел «мирного соглашения» с Азербайджаном. Этот документ подтвердил уступки Армении, а для Азербайджана откроет коридор через один из важнейших стратегических районов Армении. Он не только символизировал официальное признание потери Арцаха и отказ от политических лидеров Арцаха и других пленных, содержащихся в Баку, но и ставит под серьезное сомнение перспективы возвращения суверенных территорий Армении, оказавшихся под контролем Азербайджана. Более того, после подписания это соглашение станет правовой основой для новых уступок и потерь в виде конституционных изменений, передачи дополнительных территорий и одностороннего перемещения населения.
Внутренние последствия этих уступок столь же разрушительны. Пашинян и его узкое окружение замкнулись в себе, ища легитимности уже не в результатах работы, а в давлении, насилии и принуждении. В течение года беспрецедентной была атака на Армянскую Апостольскую Церковь, которая на протяжении веков была основой духовной и культурной идентичности армянского народа. Через преследования, судебные процессы и ложную пропаганду правительство пытается заглушить моральный голос Церкви, воспринимая ее самостоятельность как угрозу власти одного человека. Унижение духовенства и запугивание общин нанесли глубокий удар по армянскому обществу, подорвав один из последних оплотов его единства и достоинства.
Армения даже не делает вид, что является демократической страной: иллюзия демократии также исчезла. Страна практически превратилась в диктатуру, в полицейское государство. Национальное собрание осталось печатью исполнительной власти. Судебная система, которая давно уступила свою независимость, теперь стала инструментом политического преследования. Незаконно за свои политические взгляды арестованы один из крупнейших благотворителей и бизнесменов армянского народа, более сорока священнослужителей, оппозиционных деятелей, журналистов, активистов и обычных граждан. Давление на свободную прессу стало систематическим: журналисты, критически настроенные по отношению к правительству Пашиняна, регулярно подвергаются преследованиям, незаконным арестам или затыкаются незаконными методами. Послание режима ясно: политическое инакомыслие — это предательство, а верность Пашиняну — верность государству.
На протяжении всего этого времени Европа безмолвствовала. Европейский союз и его государства-члены, которые когда-то громко заявляли о демократических ценностях, и в этом году наблюдали со стороны, как демократия в Армении разрушается изнутри, а репрессии углубляются. Их молчание в течение года было оглушительным, и история рассудит это не как осторожность, а как соучастие.
Совокупным следствием этих событий является сегодняшнее сбитое с толку и подавленное общество. Поляризация теперь стала инструментом управления, а не политическим следствием. Правительство питается разделением, натравливая разные слои общества друг на друга. Мечты 2018 года: обещание обновления, прозрачности и национального единства, теперь кажутся далекимм воспоминаниями, которые были заменены цинизмом и страхом.
Смотря вперед, Армения входит в 2026 год не как демократия, готовящаяся к выборам, а как раненая нация, ищущая спасения. Если 2024 год был предупреждением, то 2025-й стал приговором. Армения достигла точки, когда продолжение текущего положения равносильно гибели. Сохранение государства, достоинства и будущего теперь зависит от решительного национального пробуждения, которое будет выше личностей и требует подотчетности, честности и целенаправленности.
Предстоящий год должен стать не очередной главой падения, а началом перемен и восстановления.
Бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян

Հայերեն