Курс валюты сегодня
Погода сегодня
Политика Международные новости Аналитика РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА

Максимальные риски, но красивая упаковка: опасность проекта TRIPP для Армении

Blog Image

Визит Вэнса в Армению представляется нынешней властью как «историческая победа» и «дипломатический прорыв», но на деле он скорее углубляет стратегическую уязвимость Армении, нежели решает какую-либо фундаментальную проблему. В публичном пространстве будет предпринята попытка сыграть на эмоциях людей, подчеркивая вовлеченность США на высоком уровне, сотрудничество и подобные громкие слова, однако за всей этой упаковкой скрывается крайне асимметричная сделка, в которой интересы односторонни.

Азербайджан получает системные, долгосрочные преимущества, а Армения — дополнительные обязательства, риски безопасности и сокращающееся поле суверенитета.

В центре визита стоит проект TRIPP — коммуникационный маршрут через Сюник, который должен связать Азербайджан с Нахиджеваном и Турцией под стратегическим покровительством США. Это дает Баку то, ради чего он годами оказывал давление: де-факто гарантированную сухопутную связь со своим эксклавом и Турцией. То есть Азербайджан избавится от зависимости от Ирана и Грузии как основных транзитных путей, получит стабильный, политически защищенный фронт через Сюник, а турецко-азербайджанская ось превратится в региональное транзитное и энергетическое «ядро». Этот коридор обеспечивает Баку не только дополнительными экономическими и логистическими доходами, но и придает легитимность в глазах Запада, представляя его как «партнера по миру» и важный элемент энергетической безопасности Европы, что повышает его переговорный вес как в регионе, так и в отношениях с крупными внешними игроками.

Официально заявляется, что дорога через Сюник якобы остается под суверенным контролем Армении, однако в практической повестке уже вырисовывается система, где будут действовать международные правила, «нейтральные» органы управления и механизмы внешнего контроля. Иными словами, реальная власть нашего государства над этим стратегическим участком будет ограничена, а ключевые рычаги принятия решений будут все больше смещаться за пределы политического поля Армении. Наша территория будет использоваться как транзитная инфраструктура, но не как территория самостоятельного политического субъекта, который может диктовать правила игры исходя из своих интересов.

Мы же получаем лишь красивые формулировки: обещания инвестиций, новых технологий, сотрудничества по атомной электростанции и неких будущих программ, которые преподносятся как возможности, а не как обязательная реальность. Это не четкие, юридически закрепленные интересы в сфере безопасности или социально-экономического развития, а надежды на туманное будущее, которые могут быть реализованы, но с тем же успехом могут остаться на уровне половинчатых заявлений.

На практике не существует ни одного обязательного, конкретного механизма, который связывал бы открытие коридора и другие уступки со страхованием безопасности Армении.

Реальность такова, что Армения идет на колоссальные уступки, но взамен не получает ничего, например, в вопросе пленных. Мы видим, что делает Алиев. Ярким примером тому являются Рубен Варданян и другие руководители Арцаха, которых Баку продолжает незаконно удерживать в статусе заложников. Недавние сфабрикованные приговоры азербайджанских судов лишний раз доказывают, что без обязательных условий красивые заявления — это просто пустые слова.

Более того, нужно понимать, что вопрос пленных — это не результат международного давления, а «подарок» Алиева Николу Пашиняну. Это делается по особому графику, чтобы спасти рейтинг власти в преддверии выборов. Алиев будет и дальше делать подобные «подарки», чтобы сохранить выгодную ему власть и получать все новые уступки, в то время как вопрос наших соотечественников становится лишь предметом политического торга.

Повестка, инициированная Вэнсом, также усиливает стратегическую зависимость Армении от одного нового центра без четко просчитанных противовесов. TRIPP выстроен так, чтобы Армения глубже вовлекалась в геополитический проект США и Азербайджана. Мы постепенно превращаемся в «зависимый от транзита буфер», где грузовики, энергетические потоки и риски конкуренции великих держав проходят через нашу территорию, но взамен наша переговорная свобода и реальные гарантии безопасности не растут, а уменьшаются. На нас фокусируется зона возможного столкновения, в то время как центры принятия решений находятся вне нас.

Если попытаться определить роли участников во всей этой структуре в упрощенном виде, картина будет примерно следующей: выигрывающими полюсами являются, с одной стороны, США, которые в своем понимании формируют новый геополитический опорный пункт на Южном Кавказе, обходят пути России и Ирана, усиливают контроль над энергетическими и логистическими цепочками. С другой стороны — Азербайджан, который наконец достигает своей давней основной цели: безопасного, под международным покровительством, коридора в Нахиджеван и Турцию. Посредством этого коридора Баку не только укрепляет свои региональные позиции, но и расширяет доступ в западное политическое и военное пространство, получает новые инструменты для легитимизации собственного режима внутри страны.

На самый честный вопрос: что же получает Армения от визита Вэнса и повестки TRIPP? Ответ следующий: в основном красивые формулировки, туманные обещания и формальную вовлеченность в проект, которым на самом деле руководят и который контролируют другие. Цена, выплачиваемая за это, непомерно высока: за счет стратегического положения Сюника, права на суверенные решения, системы безопасности, регионального баланса и нашего долгосрочного суверенитета.

Дискурс об «исторической победе», создаваемый вокруг визита, как раз и пытается это скрыть, подменяя холодный расчет эмоциями. Но в политической реальности этот эмоциональный уровень ничего не меняет: Армения остается одним из слабейших звеньев сделки с максимальными рисками и минимально защищенными интересами.

Send