На заседании правительства Правительства 29 января был обсужден ряд важных вопросов, касающихся как международной политической повестки страны, так и оборонной и социальной сфер.
Одним из наиболее заметных решений повестки стал перенос рабочего дня с 4 мая на 18 апреля. Причиной принятия этого решения стало проведение в Армении 8-го саммита Европейского политического сообщества. В мероприятии примут участие около 50 высокопоставленных делегаций, и для эффективной организации транспортного движения в Ереване возникла необходимость переноса рабочего дня 4 мая. В то же время на организацию саммита предусмотрены расходы в размере 1 млрд 656 млн 295.2 драмов, из которых 656 млн 295.2 тысячи драмов будут выделены из резервного фонда правительства РА на 2026 год.
Второе важное решение правительства касалось продления срока зимнего призыва 2025 года. Он продлевается с 31 января до 13 февраля 2026 года включительно. «Принятие решения обусловлено необходимостью продления срока проведения призыва с целью завершения процесса обследования состояния здоровья граждан, подлежащих призыву в рамках зимнего призыва 2025 года, и уточнения статуса призыва граждан по их результатам», — говорится в обосновании решения. Этот шаг одновременно фиксирует, что в призывной системе все еще существуют объективные сложности, требующие корректировки сроков.
Среди решений социального направления выделяется продление поддержки, предоставляемой семьям без вести пропавших военнослужащих. Помощь в размере 300 тысяч драмов еще на три месяца для 21 семьи имеет не только финансовое, но и моральное значение. В обосновании проекта отмечается, что по решению правительства, принятому еще 10 декабря 2020 года, семьям военнослужащих, пропавших без вести в результате развязанных Азербайджаном 27 сентября 2020 года военных действий, предоставляется социальная поддержка в размере 300 тысяч драмов ежемесячно. Эта поддержка была предусмотрена до декабря 2025 года включительно, однако лишь до того момента, когда военнослужащий признается без вести отсутствующим в судебном порядке.
В то же время действующим регулированием установлено, что если до декабря 2025 года в отношении без вести пропавшего военнослужащего нет соответствующего судебного акта, то предоставление поддержки семье прекращается. В результате с 1 января 2026 года социальной поддержки лишились бы 21 семья без вести пропавших военнослужащих, которые по состоянию на 15 января 2026 года еще не имели судебного решения о признании военнослужащего без вести отсутствующим. В связи со сложившейся ситуацией выплата ежемесячного денежного пособия семьям пропавших военнослужащих прекращается, если она должна была выплачиваться до декабря 2025 года включительно, вследствие чего поддержка 21 семьи, не имеющей судебных актов на 15.01.2026 г., прекратилась бы с 1 января 2026 года. Исходя из существующих реалий, предлагается продлить срок выплаты поддержки до марта 2026 года включительно.
Таким образом, сегодняшнее заседание правительства еще раз доказало, что власти продолжают предлагать решения уже существующих проблем, руководствуясь в основном ситуативной и отложенной логикой. На фоне многомиллионных расходов на организацию высокопоставленных международных мероприятий, решения в социальной и оборонной сферах часто принимаются не в виде системных реформ, а в форме временных смягчающих мер. А необходимость продления поддержки семьям без вести пропавших военнослужащих лишний раз свидетельствует о том, что даже спустя годы у государства нет окончательного и четкого решения этих вопросов. Перед правительством стоит основной вопрос: служат ли принимаемые решения долгосрочным целям или являются просто попыткой выиграть время, чтобы смягчить общественное недовольство.
Алита Егиазарян

Հայերեն